Богослов.ru

Россия. История в лицах

Радио России

Княгиня Ольга

Леша: Откуда эти часы у нас, дед?

Дед: О, Леша, это коллекция была у твоего прапрадеда. Сейчас только эти и сохранились. Им больше ста лет.

Л: А ты знаешь, как их заводить?

Д: Да, знаю

Л: Это потому, что ты историк?

Д (усмехаясь): Да, именно поэтому.

Л: А почему ты решил стать историком?

Д: Вот представь, что ты бы жил у нас в квартире, и не знал кто твой дед, кто папа, кто мама… Просто не знал бы, видел как чужих людей.

Л: Ну я-то знаю… с рождения.

Д: А вот история - это почти тоже самое. Чтобы жить в России, надо знать кто её дед, кто прадед… Вот давай-ка проверим. Скажи мне, Леша, какие на Руси были великие правители?

Л: - Петр Первый, наверно

Д: - Хм. А ещё?

Л: - Ну там… Александр Невский…

Д: - Хм, это не совсем, ну ладно… А из женщин?

Л: - Да не было, наверно…

Д: - Почему не было?

Л: - Ну им же воевать надо. Или если восстанет кто там, заговор какой-нибудь – как же они справятся?

Д: - А княгиню Ольгу, не помнишь такую?

Л: - Ну так…

Д: - Уж воевать-то она умела не хуже иных мужчин. Да и править тоже. Хотя была простой крестьянкой по началу.

Л: - То есть как это? И стала править?

Д: - Да.

 

Воин русичей: Нашли вот лодку у здешних, князь, девица сия вас проводит

Игорь: Ясно, пошел, пошел…  А как звать-то тебя, милая?

Ольга: Ольга, княже.

Игорь: Храбрая ты, я смотрю… Меня-то не боишься, милая? А, чего молчишь? А ну-ка я тебя поцелую…

Ольга: Не трожь меня! Ты хоть и князь, а я незнатного роду, но посмеешь прикоснуться ко мне – в воду брошусь, богами клянусь!

Игорь: Эвон как заговорила… Ну вези меня, вези, девица.

 

Д: когда время пришло жениться, то припомнил князь ту неприступную Ольгу, и взял её в жены. Родился у них ребёнок, Святослав. 

Русь тогда была совсем другой. Шел десятый век, тяжелое время. Киевскому князю приходилось всё решать войной. В каждом городе – свой князь, свой волхв, свои боги, своя дружина. И вот однажды, князь Игорь поехал собирать дань с древлян. На обратном пути в Киев дани ему показалось мало, и он решил вернуться в древлянские леса, отправив большую часть дружины дальше.

Игорь: Все ли положенное отдали вы мне, лесные люди?

Из древлян: Как и подобает, отдали верную часть, княже.

Игорь: Хочу посмотреть я ваши закрома. Я правлю всей русской землей и то, что у вас лежит там – тоже принадлежит мне.

Из древлян: Да откуда ты взялся, окаянный? Али стыда у тебя нет, нас обдирать? Не дадим! Уходи прочь! Приехал тут!

Игорь: А ну-ка молчать! Я вами правлю!

Из древлян: Не пущай! Бей их! Держи, ррребятушки!

 

Д: Так и не вернулся Игорь из этого похода. Ольга оплакивала его в Киеве.

Л: А древляне – это кто?

Д: Это дикое племя такое, они жили в лесах на запад от Киева.

Княжеский слуга (шепотом): Княгиня, там древлянские послы к тебе пожаловали, двадцать мужей, на ладье. Говорить хотят с тобой. Что прикажешь?

Ольга: Чего они хотят?

Слуга: С миром пришли, да наказ от своего князя передать… Сосватать его хотят, княгиня, за тебя…

Ольга: Свататься… Кликни дружину, а я выйду к ним.

 

Ольга: - Так, гости дорогие, с чем пожаловали?

Сват древлян: Идем мы от нашего князя Мала с наказом… Мужа твоего мы убили, он хотел разорять наши земли, а наш князь того не допустил, он достойно княжит. Ты одна осталась, да сможешь ли править? Пойди замуж за князя нашего.

Ольга: Мила мне речь ваша… Мужа моего уже не воскресить, а вам я честь хочу воздать перед всеми людьми и дружиной. Садитесь в ладью и понесут вас прямо в мой терем.

Ольга: В яму их!

Ольга: По нраву ли вам честь, сваты?

Сват древлян: Княгиня! Хуже Игоревой смерти нам!

Ольга: Засыпьте их!

Ольга: Готовьте коней, мы сами к древлянам поедем…

 

Д: И Ольга, собрав воинов, прошла по древлянским землям, разоряя исела и убивая жителей…

Л: - Дед, а как же она стала святой? Если была такой жестокой?

Д: - Понимаешь, Леша, в любом человеке всё может жить одновременно – и добро и зло. Поэтому человек должен выбирать и стараться стойко противостоять злу, бороться с ним.

Л: - И как же она смогла со злом бороться в себе?

Д: - Взрослые у тебя вопросы. Ольга тоже хотела знать это, и нашла ответ в христианской вере. Вот слушай. 

 

Д: Но не только воевать по-мужски умела княгиня. Житие так говорит о правлении Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов». Ольга объезжала русские земли, мудро устраивая местные порядки. Она установила точную сумму податей в Новгородских и древлянских землях. Хоть она и отомстила за мужа, но понимала – нельзя обирать налогами сколько вздумается. Объезжая земли и деля их на «погосты» - княжеские стоянки для сбора податей, княгиня укрепляла единую власть, объединяя разные племена славян в одно государство. Ещё долго будет потом проявлять себя разобщённость русичей и много бед принесёт, но Ольга пыталась исправить это как могла, чтобы удержать русские земли вместе.

 

Слуга: … всего с Новгородских погостов собрана подать числом двести мехов, с древлянских погостов подать числом сто двадцать мехов, так же серебром и золотом…

Воин: Видишь, княгиня, как мудро ты всё устроила! Древляне покорны. Все земли платят дань через погосты. Чего же ещё желать? Нужно пир дать на весь Киев!

Ольга: А когда я умру, куда всё это денется?

Воин: Так ведь сын ваш править будет, Святослав Игоревич… И древлян усмирит вновь, и Новгород в страхе держать будет и других князей на место поставит.

Ольга: И так и будет на русских землях кровь и сеча…

Воин: Так как же иначе? Иначе не можем, княгиня.

Ольга: Если так и пойдёт дальше, что каждый князь должен будет всех остальных войной усмирять и земли собирать вновь – то не останется ничего от земли нашей. Нужно по-другому править и жить по-другому.

Воин: Клянусь Перуном, княгиня, что никак этот порядок не сменить и иначе не можем… 

Ольга: А нужно. Ну-ка, погляди, что там в окне блестит…

Воин: Княгиня… это… это крест, он на храме христиан стоит, туда приезжие греки ходят и некоторые из городских людей.

Ольга: Вели-ка ладью приготовить, мы в Царьград поплывём.

 

Л: - А зачем она туда поплыла?

Д: - Она искапала новую веру. Язычество её не устраивало.

Л: - А язычники - это те, кто верит в Перуна?

Д: - Язычники, Леша, это те, кто верит в разных богов, разделяя их. Одни для войны, другие для урожая, третьи для дома.

Л: - А тогда чем это плохо?

Д: - Понимаешь, люди верили в таких богов, какими были сами. Люди воевали друг с другом – и боги убивали друг друга. Так и в другом. Не было в жизни никакого светлого идеала. Такая вера не могла никуда людей вести, никак даже государство не могло держаться на такой вере. В каждом городе были свои идолы.

Л: - А этих богов кто-то придумал из князей?

Д: - Нет, конкретный человек их не сидел и не придумывал. Это было как народная фантазия. Вот ты знаешь наверно, дети часто рассказывают страшные истории, чтобы попугать друг друга?

Л: - Ага.

Д: - Язычество было… как детство славянского народа, только их «страшилки» так просто не заканчивались рассказами. Они приносили жертвы своим богам, убивали животных, а иногда и людей. Про тех же древлян летописец пишет, что они жили как звери в лесу… Слушай дальше.

 

Воин русичей: Они не пускают нас! Царьград закрыт! Княгиня, прикажи призвать дружину и наши ладьи, мы войдём туда силой, как должно.

Ольга: Нет, я приплыла сюда не за тем, и не гоже теперь воевать. Подождём.

Воин: Но ведь князь Олег, дядя твоего почившего мужа, сам щит прибил к вратам Царьграда! Разве тебе подобает терпеть такое унижение?

Ольга: Вот потому нас и не пускают, что только войны от нас ждут. Я буду ждать столько, сколько нужно.

 

Д: Это было испытание в вере для Ольги. Через некоторое время греки пустили её посольство в Константинополь – русские называли его Царьград. Ольга получила наставление в вере от греческого патриарха Полиевкта. Он сам и совершил обряд крещения, а крестным, по одной из летописей, стал сам византийский император Константин. Перед возвращением на родину патриарх напутствовал княгиню такими словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

  Вернувшись, княгиня попыталась рассказать о Христе и Церкви самым близким своим людям, но даже родной сын не стал её слушать.

 

Ольга: Чадо! Я – твоя мать и я же не могу желать тебе никакого зла, почему ты не слушаешь того, что я говорю? Чем плоха вера Христова?

Святослав: Уж до какой поры ты будешь меня так опекать? Уж не счесть сколько раз я на коне бился в походе и скольких волков на охоте загнал, а для тебя всё «чадо»! Матушка, ну на что мне вера твоя? Да что дружина скажет?

Ольга: Но ведь и там есть христиане, среди твоих воинов.

Святослав: Ежели кто сам желает, то я никому не запрещаю и никого не гоню. Но самому мне не нужна такая вера. Поговори может с кем помладше, они может тебя послушают, матушка.

 

Д: но и среди своих внуков, будущих князей Руси, Ольга не нашла сочувствия. Многие из них погибли потом в ожесточенной междоусобной войне друг с другом, как князья Олег и Ярополк Святославичи. Только через много лет один из них – князь Владимир – пройдя множество испытаний и невзгод, придет к вере и станет крестителем Руси.

 

Л: То есть, княгиня Ольга – это как бы наша общая бабушка?

Д: Да, только семья у нас очень большая и совсем не такая дружная.

Л: Но это же было очень давно! А мы живем совсем по-другому.

Д: Давно, но вся история как цепь – одно к другому цепляется, одно другое тянет за собой. И так от самой древности до наших дней и доходит.