Богослов.ru

Мужчину и женщину сотворил Бог

Радио России

Монашество

Языческий мир не знал монашества. Правда, многие греческие философы развенчивали призрачность мирских благ, пагубность угождения плоти и своеволия, тщетность богатства и славы, — порой не только на словах, но и на деле. Знаменитый Диоген Синопский предпочел комфортному жилищу старую бочку и не стал угодничать даже перед посетившим его Александром Македонским, небрежно бросив властителю мира: «отойди, не загораживай мне солнце!».

Но несмотря на все, монашества в истинном понимании, — как возвышенного пути духовного служения, у язычников не было, — безусловно, потому, что не было знания истинного Бога, ради которого только и можно по-настоящему отречься от всего второстепенного. Впоследствии отцы Церкви назвали христианское монашество «деятельной философией», т.е. способом реально осуществить то, к чему могли лишь отдаленно стремиться не знакомые с Божественным Откровением языческие философы.

В то же время, Священное Писание свидетельствует нам, что в народе Божием образец всецело посвященного Господу, безбрачного и праведного жития существовал еще до Христа. А на исходе ветхозаветной эры уже были известны целые сообщества религиозных подвижников, из числа которых вышел последний пророк Ветхого Завета и провозвстник Завета Нового, — Иоанн Предтеча, считающийся по традиции духовным покровителем всех избравших монашеский путь.

Возвышенное учение об отречении от мира во имя любви к Богу начертал любимый ученик Христа, великий апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Не любите мира, ни того, что в мире... Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Иоан. 2:15-17). Всякий человек, вступающий на путь иноческого жития, при совершении над ним монашеского пострига произносит три обета (обещания), восходящих к заветам святого Иоанна Богослова. Обетом целомудрия побеждается похоть плоти, обетом нестяжания (отказа от обладания богатством) — похоть очей, а обетом послушания священноначалию в корне пресекается гордыня.

Отречение от этих мирских оков освобождает душу монаха для высшей духовной радости, которую способна принести лишь неизреченная любовь Небесного Отца. Разумеется, чин пострига и принесение обетов — только начало монашеского пути, на котором предстоит суровая борьба с искушениями и страстями, многие скорби, телесные и духовные труды — во имя непрестанного очищения души, превращения ее в чистейший сосуд, достойный принятия преизобильной благодати Божией. Монахов принято называть «преподобными» — в знак того, что они всей своей жизнью стремятся приблизиться ко Христу, уподобиться своему божественному подвигоположнику:

«Зачем не в то рожден я время,
Когда меж нами, во плоти
Неся мучительное бремя,
Он шел на жизненном пути!
Зачем я не могу нести
О, мой Господь, Твои оковы,
Твоим страданием страдать
И Крест на плечи Твой приять
И на главу венец терновый!
О, если б мог я лобызать
Лишь край святой Твоей одежды,
Лишь пыльный след Твоих шагов!
О, мой Господь, моя надежда,
Моя и сила и покров!
Тебе хочу я все мышленья,
Тебе — всех песен благодать
И думы дня, и ночи бденья,
И сердца каждое биенье,
И душу всю мою отдать!» (А.К. Толстой)
В наши дни в Русской Церкви совершается чудесное, невиданное для современного мира возрождение монашества: открываются и встают из руин во всем своем великолепии поруганные прежде обители, возжигается лампада непрестанной иноческой молитвы, идет своим чередом незримый миру великий духовный подвиг сокровенного монашеского делания... И подобно тому, как устремленные к небу золотые монастырские купола высоко вздымаются над земной равниной, сама ангелоподобная монашеская жизнь предстает, словно дерзновенный вызов бескрылому и приземленному существованию, подчиненному стихиям грешного мира.

«Монастыри — тихая пристань; они подобны светочам, которые светят людям, приходящим издалека, привлекая всех к своей тишине», — сказал святой Иоанн Златоуст. И вот, на протяжении уже многих веков, не оскудевает народная тропа к святым обителям: многочисленные паломники и богомольцы, желающие потрудиться во славу Божию, и просто любопытствующие экскурсанты. Все эти люди, столь разные: мужчины и женщины, богатые и бедные, молодые и старые, образованные и нет, приехавшие издалека и живущие поблизости — объединены стремлением прикоснуться к святыне, исполниться того чистого и прекрасного воодушевления, что таинственно присутствует в самой атмосфере монастырской обители. Некоторым из них уже не суждено вернуться обратно в мир; они навсегда отрекутся от мира, чтобы стать духовными светильниками миру. Как говорили на Руси: «иноки — свет миру, а свет инокам — Христос».
 

 

Отметить или снять отметку
Пастырские беседы
Отметить или снять отметку
История церкви
Отметить или снять отметку
Богословская мозаика
Отметить или снять отметку
Библия для детей
Отметить или снять отметку
Россия. История в лицах
Отметить или снять отметку
Учители. Мыслители. Пророки
ПОИСК